И вот наступил январь 2011 года. В конце месяца произошло знаменательно-печальное событие – последняя модель украинского автомобиля «Славута» сошла с конвейера, и производство прекратилось, а точнее – автопром Украины перешёл на сборку только иностранных легковых автомобилей.
Вот так закончилось время «чистокровных» украинских автомобилей, а как всё начиналось – приятно и печально вспоминать.
Массовый украинский автомобиль «Таврия» модель «Славута» был «скопирован» с английского Austin Mini. Удивительным остаётся факт, что на ралли он обогнал именитых Volkswagen 1200L, FIAT Abarth 600 и Porsche 911 !
В те времена за окном стоял 1963 год. Выдающийся Владимир Стешенко, инженер украинского завода «Коммунар», предложил идею – разработки переднеприводного малогабаритного автомобиля на заводе. В то время на конвейере только появлялись ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968, в народе «Запорожец». Руководство завода идею не поддержало, но работа всё равно велась. Благодаря подпольным усилиям автомобиль полностью создали к 1978 году. Начальство на новую разработку конструкторов отреагировало без эмоций.
Союзный Минавтопром поставил задачу «Коммунару» создать абсолютно новую переднеприводную модель ЗАЗ-1102. Через пару месяцев опытный образец «коммунарцев» изрядно удивил чиновников и умудрился пройти испытания в сибирских снегах и в пустыне Кара-Кум.
1981 год, в полном объеме запущено производство ЗАЗ-1102. Однако радость была мимолётной, спустя некоторое время поступает команда разработки новой модели на основе новинки Ford Fiesta. Опытный образец отличался от Ford Fiesta и по параметрам превосходил его.
Комиссия в 1982 году успешно приняла автомобиль, но иностранные коллеги не дремали и состряпали в Италии FIAT Uno, а потом и в Англии Mini Metro, и во Франции Peugeot 205 и Renault 5. Украинцы долго переделывали автомобиль, и в результате получился ЗАЗ-1106.
После чего все силы ушли на совершенствование ВАЗ 2108 – «Спутник». На конвейер ЗАЗ-1102 была выпущена в 1988 г. Более совершенная машина принесла немало хлопот и поэтому о ней умалчивали и не хотели вспоминать. Модель стали называть «Таврия» (так в Древние Времена назывался Крымский Полуостров).
В советские времена про «Таврию» сняли ролик, завоевавший в Каннах номинацию «Бронзовый лев». По сюжету водитель заправил своей зажигалкой «Zippo» «Таврию», подчеркнув таким способом экономичность автомобиля.
Пяти дверная «Таврия» в 1994 году получила название ЗАЗ-1105 «Дана». В основном работы велись над кузовом. Выпускались даже модели с рулём справа.
Производство автомобилей прекратилось в тот момент, когда Украина получила независимость. Неожиданно корейская компания Daewoo вложила деньги и помогла модернизировать «Таврию». Так появилась «Нова». В ней было сделано больше 300 изменений.
Завод получил международный сертификат ISO 9001. Хотя время было не простое, «Таврия» нашла рынок сбыта. Экспорт за рубеж достигал 40%. Экспортировали автомобиль в следующие страны: Казахстан, Греция, Сирия, Беларусь, Россия, Молдова.
Последние модификации «Таврии» проводились с 1999 года по январь 2011 года. Если сравнивать с базовой комплектацией «Таврии» то люкс-версия была напичкана множеством мелких доработок.
Кроме легковых моделей Запорожский завод выпускал и грузовые автомобили. В наличии были автомобили для людей-инвалидов - ЗАЗ-110270 и ЗАЗ-110280. Модельный ряд «Таврии» насчитывал 13 экземпляров.
Однако, время проходит мир не стоит на месте. Ничего нет вечного. Таким же образом ушло и время Украинского гиганта – «Таврия». Кстати, последний автомобиль «Таврия» был продан на аукционе в интернете в 2011 году 10 февраля. Печально – но «Таврия» отжила своё. Хотя, может быть ещё не всё потеряно? Будем надеяться.
В сегодняшней теме я хотел бы поделиться историей автомобилестроительного завода, на сегодняшний день известного как ЗАО «ЗАЗ». Из письменных источников 19-го века нам стало известно, что момент открытия завода...
ЗАЗ сегодня для нас — это вроде бы иностранное автомобильное предприятие, но в то же время такое родное. К тому же продукция автозавода активно продается на автомобильном рынке нашей страны. Завод существует уже почти 150 лет, за...
Вам ничего не напоминает этот автомобиль? Это крохотный итальянский Фиат 600, в народе прозванный «Сейченто». Эта модель как нельзя лучше подтверждает высказывание, что автомобиль – средство передвижения, а никакая не...
Всем известные автомобили марки «Запорожец» помнят и любят не только жители бывших советских республик, но и жители других стран мира. Ведь выпускали модели и для экспорта. ЗАЗ — это советский украинский...
На базе «Таврии» спроектировали, а после собрали настоящий кабриолет. Наверное есть смысл сказать, что разработкой опытных и новых моделей занимаются...
Обратите внимание
«Запорожец» сзади врезается в «крутой» «Мерседес». Из «мерса» вываливают пять здоровых бритоголовых «братков» и вытряхивают «Горбатого» перепуганного водителя. Тот орет, что все отдаст и возместит, но по всему видно, что сейчас его будут бить «по-взрослому». И тут от безнадеги, мужик говорит: «Так же не честно – вас пять, а я один!». Братки опешили, потоптались и решили посовещаться. Потом снова подходят и говорят: «В натуре, чувак, ты прав… Поэтому Вован с Димоном ЗА ТЕБЯ будут. Три на три – это по-честному!».
Друзья сайта
Легендарный автомобиль «Запорожец» - детище Автопрома, стал неотъемлемой частью советской истории и был в свое время действительно народным любимцем. На «Запорожце» не только ездили, о нем снимали фильмы, слагали городские легенды и многочисленные анекдоты.
Среди известных моделей когда-то вышедших за ворота Запорожского автомобильного завода были – «Горбатый» (ЗАЗ-965) и «Ушастый» (ЗАЗ-966) Запорожцы, «Мыльница» (ЗАЗ-968М), «Таврия» (ЗАЗ-1102) и «Славута» (ЗАЗ-1103). Между прочим, наличие придуманных прозвищ для «Запорожца» подтверждает не только о большую известность этого автомобиля, но и всенародную любовь среди населения.
Сайт «Автоклуб любителей Запорожца» и создан для поклонников этого исторического автомобиля.